В Московской торгово-промышленной палате прошло заседание Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности на тему: «Разрешение долговых споров с участием VIP-персон».
Эксперты отмечали, что по данным НАПКА (Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств) совокупный объем дебиторской задолженности постоянно растет. При этом взыскание долгов – процесс сложный, долгий и затратный. Если же в нем задействованы люди, обладающие хотя бы одним из признаков принадлежности к ВИП-персонам (власть, деньги, слава), то взыскать долг становится крайне сложно: включаются административный ресурс, формирование общественного мнения с использованием известных и медийных персон.
Как рассказал управляющий партнер Экспертной группы «VETA» Илья Жарский, взыскание долгов судебным порядком сопряжено с серьезными расходами. По его оценкам, стоимость ведения спора начинается от 3 млн. рублей. Поэтому, если сумма долга незначительна, то предпринимателю стоит задуматься, имеет ли смысл нанимать юристов и ввязываться в судебную тяжбу. При этом перспективный формат работы юристов – «гонорар успеха» - по словам Илья Жарского, в России пока законодательно не определен. Поэтому его использование сопряжено с риском для юридических контор. Однако, по словам эксперта, в ближайшее время ожидаются законодательные изменения, которые позволят шире использовать формат «гонорара успеха».
Отдельный доклад на заседании был посвящен использованию такого достаточно экзотического инструмента как «судебный пиар». Генеральный директор коммуникационного агентства «Практика» Анна Штырлина охарактеризовала судебный PR как способ противодействия административному и коррупционному ресурсам в долговых спорах. Спикер обозначила основные инструменты, используемые для достижения целей посредством судебного пиара, а также рассказала об ошибках, которые допускают предприниматели, пытаясь копировать удачные решения без учета специфики момента. Анна Штырлина отметила, что необходимо проводить серьезную подготовительную работу: изучить целевую аудиторию, на которую следует воздействовать; составить портрет дебитора. По словам эксперта, хорошо работает «Теория поколений», согласно которой можно подобрать действенные каналы коммуникационного воздействия на должника. При этом, как подчеркнул председатель Комитета, президент Ассоциации корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин, использование методов «судебного пиара» направлено исключительно на разрешение долговой ситуации, а не на изменение «репутационной картины» конкретного персонажа.
Управляющий партнёр юридической компании «Крылов и партнеры» Сергей Крылов на конкретных примерах рассказал об использовании PR-сопровождения в целях поиска компромисса в долговом конфликте
Руководитель рабочей группы по корпоративной разведке, комплаенс-контролю и финансовым расследованиям Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов поделился опытом в области корпоративной разведки и адвокатских расследований, которые его компания использует в качестве инструментов эффективного взыскания проблемной задолженности. По его словам, сегодня правонарушители становятся всё более изощрёнными, изобретая новые способы ухода от своих обязательств. Вместе с тем специалистам по пресечению и раскрытию преступлений приходится внедрять всё более современные и интеллектуальные методы борьбы, среди которых форензик и комплаенс.
Ассоциированный партнер ООО «Межрегиональный правовой центр» Андрей Григорьев обозначил особенности банкротства людей из «Списка Forbes». Несмотря на трудности процедуры, особенности выявления активов, в том числе зарубежных, докладчик рассказал об успешных примерах проведения процедуры банкротства и удовлетворения основных требований по долгам богатейших людей, признанных банкротами.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы