13 декабря в МТПП состоялся круглый стол «Транспортное обеспечение потребностей участников ВЭД города Москвы». Организаторами выступили Гильдия логистических операторов МТПП и Представительство АСМАП в ЦФО. Участниками круглого стола стали торговые и производственные компании-участники ВЭД, международные перевозчики, логистические компании, в работе приняли участие - генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» А.В.Двойных, представители Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы .
Круглый стол открыл вице-президент МТПП Сурен Варданян. Он отметил, что бизнес в первую очередь нацелен на получение прибыли, поэтому важной задачей является создание благоприятных условий для его ведения. Сурен Варданян пригласил логистических операторов участвовать в семинарах МТПП по таможенной тематике, в которых в качестве спикеров участвуют представители руководства Федеральной таможенной службы. Он напомнил, что в МТПП существует практика сопредседательства комитетов – так, комитет по содействию внешнеэкономической деятельности МТПП возглавляет министр правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы Сергей Черёмин.
В рамках круглого стола состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП) и Московской торгово-промышленной палатой. Соглашение предполагает, в частности, информирование о разработке и реализации программ и проектов в области международных автомобильных перевозок, проведение совместных мероприятий по вопросам развития международных автомобильных перевозок. Также АСМАП будет направлять своих представителей для участия в деятельности рабочих групп по вопросам развития международных автоперевозок.
Комментируя подписание соглашения, Сурен Варданян отметил, что МТПП важно профессионально говорить на тему перевозок и предложил рассмотреть возможности проведения совместного форума, на который могли бы быть приглашены как представители логистического бизнеса, так и компаний из смежных отраслей – банки, таможенные операторы и т.д. Руководитель Представительства АСМАП в Центральном федеральном округе Сергей Баклицкий также подчеркнул, что важен обмен мнениями и совместная работа по совершенствованию условий деятельности перевозчиков.
В своем выступлении Сергей Баклицкий сообщил, что при общем падении объема международных перевозок с 6 млн тонн до 5,6 млн тонн, доля российских перевозчиков выросла на 8%. Доля экспортных грузов в объеме перевозок московских перевозчиков выросла на 33%, доля импортных грузов упала на 9% по сравнению с данными 2015 года. Общий объем международных перевозок московских транспортных компаний сократился на 3 % в 2016 г. Основными направлениями перевозок московских логистических компаний стали Германия (25%), Финляндия (20%), Польша (9%).
Председатель Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина приветствовала подписание соглашения и, комментируя тему круглого стола, отметила, что в сегодняшних условиях падения объема грузов и роста конкуренции важно понимать, каким образом российские перевозчики могут быть поддержаны правительством в разрезе политики импортозамещения.
В рамках круглого стола выступила член Совета Гильдии, аналитик логистического рынка, управляющий партнер исследовательского агентства M.A. Research Людмила Симонова. Оценивая тенденции развития мирового рынка транспортно-логистических услуг, эксперт выделила такие факторы как слабо положительную динамику рынка транспортно-логистических услуг, максимальные темпы роста в сегменте складских услуг, стабилизацию ситуации на рынке контейнерных перевозок, отрицательную динамика на рынке авиаперевозок грузов и почты. Она также отметила влияние технологических трендов - использование автоматизации и робототехники, беспилотных технологий, новых управленческих решений, включая облачные технологии и др.
Людмила Симонова представила прогноз на период до 2019 года, сообщив, что рынок транспортно-логистических услуг будет расти в среднем на 5,6% в год, причем драйверами роста выступят внутренние перевозки и электронная коммерция. Ожидается высокая динамика в сегментах складских и управленческих услуг (7,9% и 7,6%, соответственно). В 2019 г. объем мирового рынка логистического аутсорсинга может превысить 5 трлн долларов. Доля рынка транспортно-логистических услуг в мировом ВВП увеличится с 5,6 до 5,8%. Также прогнозируется повышение спроса на логистический аутсорсинг в области управления цепочками поставок и комплексного логистического обслуживания.
Что касается российского рынка логистических услуг, его ожидают выравнивание сегментов по темпам роста, повышение доли транспортно-экспедиторских услуг (95,9%), адаптация компаний к новым рыночным условиям, оживление спроса на транспортные услуги, положительная динамика грузооборота (+1,6%), минимальный рост грузоперевозок (+0,7%), рост тарифов в среднем на 7,9%, на автоперевозки – на 4%, рост стоимостного объема рынка транспортно-экспедиторских услуг на 9,7%, снижение доли экспедирования до 6,3%, сохранение высоких темпов роста в сегменте перевозок сборных грузов (+11,2%).
Основными факторами роста станут физическое уменьшение заказа при одной поставке, возможность снижения издержек в цепи поставок за счет консолидации грузов разных отравителей (что особенно актуально при высокой сезонности поставок), территориальная экспансия торговых сетей, рост спроса на услуги автоперевозок со стороны интернет-торговли.
Оценивая международные перевозки, Людмила Симонова отметила сокращение импортного грузопотока на 17%, продовольствия на 25%, машин, оборудования и транспортных средств на 40% и рост экспортного грузопотока на 4% в условиях девальвации рубля.
Среди антикризисных мер для бизнеса Людмила Симонова назвала переход с FTL на LTL-перевозки, физическое уменьшение заказа по одной поставке, увеличение доли перевозок с маршрутизацией, оптимизацию и сокращение парка, переориентацию бизнеса на внутрироссийские перевозки, расширение географии присутствия, развитие сети собственных представительств и агентов, усиление трудовой и финансовой дисциплины, режим жесткой экономии без потери качества, оптимизация затрат, расширение круга клиентов, углубление партнерских отношений, предложение дополнительных услуг и консолидация различных сервисов в одном продукте, повышение технологичности, комплексности предоставляемых услуг, консолидация бизнеса. Наиболее высокая динамика ожидается в сегменте складских услуг.
В своем выступлении на тему «О взаимодействии международных автомобильных перевозчиков с другими участниками логистического рынка» председатель Гильдии логистических операторов Светлана Домнина отметила высокую конкуренцию всех перевозчиков, привела данные статистики, согласно которым Россия находится по сравнению с европейскими странами в мало выигрышном положении, уступая по некоторым критериям Казахстану. Она также остановилась на стратегии развития логистики и проблемах надежности цепей поставок. Светлана Домнина также напомнила, что Гильдия логистических операторов существует уже 11 лет и объединяет более 60 игроков рынка. Задачи Гильдии - консолидация участников на площадке МТПП для обсуждения актуальных вопросов, развитие партнерских отношений, создание совместных продуктов на основе объединения ресурсов компаний.