22 октября Комитет МТПП по развитию комплаенс и деловой этики провел онлайн-семинар «Организация работы по ПОД/ФТ риэлторов (115-ФЗ). Проблемы и их решения».
Руководитель рабочей группы по ПОД/ФТ и комплаенса оборота цифровых и виртуальных активов вышеназванного комитета Наталья Мануйлова в своем выступлении рассказала специалистам риэлторских компаний о том, как должен быть организован внутренний контроль в отношении противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ.
Докладчик обратила внимание слушателей на то, что 13 июля 2020 г. был принят №208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля», упраздняющий для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся риэлторской деятельностью, обязанность по предоставлению в Росфинмониторинг сведений об операциях (сделках) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Однако, как указано в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 4.08.2020, данная норма вступает в силу 10.01.2021 и до этой даты обязанность по предоставлению указанных сведений сохраняется. Иные же установленные № 115-ФЗ обязанности (в частности, разработка правил внутреннего контроля, идентификация и изучение клиента, оценка риска клиентов и совершаемых ими операций и т.д.) сохраняются в полном объеме.
Почему такой контроль важен для риэлторов? Докладчик ознакомила слушателей со списком предикатных преступлений, которые могут предшествовать сделкам с недвижимостью, осуществляемым с помощью риэлторов, не озаботившихся тем, чтобы получше изучить своих клиентов. Она рассказала об основных этапах становления системы ПОД/ФТ в мире, о международном уровне взаимодействия в этом вопросе, а также об основных определениях и понятиях, используемых в международных методических документах (кстати, одна из версий использования слова «отмывание» гласит о том, что вошедший в историю американский гангстер Аль Капоне для легализации преступных доходов организовал сеть прачечных) и российском № 115-ФЗ.
Далее докладчик подробно остановилась на разработке системы управления рисками в компании (схема ее организации приводится в памятке Росфинмониторинга) и процедурах ее осуществления, остановилась на нормативных документах, устанавливающих требования к Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. «Внутренний контроль – это сито, сквозь которое должны проходить все операции, список которых содержится в № 115-ФЗ», – объяснила она.
Слушателям была детально представлена программа оценки риска, в которой, в частности, рекомендуется предусмотреть классификацию рисков по категориям (страновые, клиентские, операционные), структуру степеней (уровней) риска, порядок присвоения такой степени и ее пересмотр, порядок фиксирования результатов оценки риска и т.д.
Подробно был разобран порядок оценки риска совершения клиентом операций до приема его на обслуживание (с описанием процедур получения информации); порядок выявления странового и клиентского рисков. Последний может быть связан с особенностями структуры собственности, органов управления, определенными видами деятельности клиента или выгодоприобретателя, возможными рисками коррупции или хищения бюджетных средств, репутационными рисками или особенностями поведения «изучаемого» лица.
Упомянутые выше операционные риски – вторая обширная категория. Часть из них может быть связана с проведением клиентами трансграничных операций, возможным «обналичиванием» денежных средств, обращением ценных бумаг, хищением, мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, в отношении которых применяются целевые финансовые санкции.
Докладчик остановилась на порядке оценки рисков ОД/ФТ в ходе обслуживания клиента, указав, что первичную оценку, как уже говорилось, необходимо проводить до принятия клиента на обслуживание, а последующие – не реже раза в год. Кроме того, она перечислила дополнительные основания для этого пересмотра. Сведения о подозрительных операциях при этом должны подаваться в Росфинмониторинг (перечень признаков таковых, требующих особого внимания, указан в выпущенном этим ведомством информационном письме). В целом об актуальных рисках ОД/ФТ ведомство рекомендуется информировать не реже раза в год (докладчик перечислила, какую информацию необходимо включать в этот отчет о рисках).
При необходимости, заявила докладчик, по вопросам присвоения уровня рисков клиентам может быть организована серия дополнительных вебинаров.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы