Как отметил, открывая заседание, председатель Комитета Олег Рукодайный, обсуждаемая тема беспокоит и предпринимателей, и производителей, и потребителей, и пациентов. Поэтому на круглом столе выступили спикеры, на практике столкнувшиеся с фактами выявления производства и продажи контрафактных медицинских изделий (МИ), и попытались выяснить четкий механизм: как нужно действовать в подобных ситуациях.
Председатель правления союза «Медицинские ресурсы» Ирина Павленко рассказала о ситуации, когда одна из больниц Хабаровского края получила от поставщика, победившего на конкурсе, применяемые в стоматологии медицинские изделия, вызвавшие подозрения в их подлинности. По запросу медицинского учреждения производитель ответил, что на изделие нанесена неоригинальная маркировка. Между тем, суд отказался рассматривать претензию больницы из-за того, что несоответствие маркировки не является основанием для признания продукции фальсифицированной. Использовать изделие клиника не смогла, поскольку это могло нанести вред здоровью пациентов, закупить подлинную продукцию тоже не имела возможности – для этого нужно провести новый конкурс. Да еще и поставщик требовал оплатить свой товар. В результате пациенты лишились возможности получить ряд стоматологических услуг. «Фальсификат возникает потому, что это кому-то нужно и выгодно, - подчеркнула Ирина Павленко, - необходимо создать условия, при которых производить контрафактную продукцию, которая угрожает жизни и здоровью пациентов, стало бы невыгодно и небезопасно».
Как отмечалось на заседании, существует целый ряд проблем, связанный с доказыванием факта фальсификации продукции. Как заявил начальник отдела организации и проведения государственного контроля за обращением медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ Андрей Дорофеев, наиболее перспективный путь борьбы с фальсифицированными медицинскими изделиями – обращение производителя в Росздравнадзор с предоставлением таблицы отличий между подлинным товаром и подделкой. В этом случае Росздравнадзор может разместить у себя на сайте информационное письмо об отзыве из обращения фальсификата. Однако, как рассказывали участники заседания, суды во многих регионах не принимают эти письма как надлежащее доказательство, считая, что они не носят нормативно-правового характера.
В основном, как рассказал руководитель первого контрольно-следственного отдела Следственного Комитета МВД РФ Сергей Бадулин, в уголовное производство принимаются дела о фальсификации лекарственных средств. Что касается медицинских изделий, то сейчас только формируется правоприменительная практика. Для того, чтобы привлечь недобросовестного производителя или продавца контрафакта к ответственности, прежде всего необходимо доказать наличие умысла при продаже. Помимо этого, сумма сделки должна составлять не менее 100 тыс. рублей. Сергей Бадулин привел примеры, когда продавцы контрафакта умышленно снижали итоговую сумму (предоставляя скидки, либо заявляя, что в наличии необходимой партии товара нет), что приводило к невозможности привлечения их с уголовной ответственности.
На заседании выступили представители бизнеса, пострадавшие от недобросовестной конкуренции. Так, генеральный директор казанского ООО «Микрохирургические инструменты» Эдуард Минимуллин рассказал историю восьмилетней борьбы к недобросовестными производителями стоматологического оборудования, в том числе стоматологических наконечников. «Мы не боремся с конкурентами, мы боремся с фирмами-однодневками, которые компрометируют нашу продукцию», - подчеркнул представитель предприятия. Пока что, по его словам, эта борьба не слишком успешна.
По итогам круглого стола была приняла резолюция с конкретными рекомендациями. В частности, эксперты рынка отметили, что ряд правовых документов нуждаются в доработке: не урегулирован вопрос проведения экспертизы спорного медицинского изделия; нет процедуры уведомления производителя о выявлении фальсификата.
Организаторы круглого стола считают целесообразным обратиться в Министерство здравоохранения РФ, Комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ, Росздравнадзор с предложениями разработать процедуру и нормативные правовые акты, регламентирующие отнесение медицинских изделий к фальсификату. Помимо этого, предложено определить процедуру действий при выявлении фальсифицированных медизделий, порядок проведения экспертиз МИ в рамках контрольно-надзорных функций госорганов и круга экспертов. В резолюции отмечается, что представители профильных общественных структур МТПП и Союза «Медицинские ресурсы» готовы оказать содействие в подготовке всех необходимых документов.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы