23 ноября в МТПП состоялся семинар "Веб и мобильные стандарты". Организатором семинара выступила Гильдия информационных технологий и цифровых коммуникаций совместно с Ассоциацией интернет-разработчиков.
После короткого представления участников встречи, Екатерина Шукалова выступила с обзором состояния рынка информационных технологий и цифровых коммуникаций в России. На современном рынке информационных технологий есть множество проблем - это и некачественные услуги, непрозрачное ценообразование, отсутствие профессиональных кадров и т.д. Наиболее актуальные проблемы отрасли призваны решить стандарты разработки. Рынок разработки зависит от технологий. Увеличение производительности комплектующих компьютеров, влияет на разрабатываемый продукт. Обработка больших объемов данных открывает множество возможностей для аналитики при продвижении сайта.Развитие облачных технологий также открывает множество возможностей для разработчиков, однако, особенно остро встает вопрос безопасности, хранение данных в облачных сетях делает информацию незащищенной.
Одной из активно развивающихся услуг на рынке информационных технологий и цифровых коммуникаций является разработка мобильных приложений. Нередко заказчику трудно разобраться, каким образом работает приложение. Кроме того, на рынок разработки влияет быстрое видоизменение технологической базы.
Екатерина Шукалова рассказала о поведении потребителей рынка информационных технологий и цифровых коммуникаций. Она отметила, что заказчики:
- Социализируются (проявляют все больше активности в социальных сетях);
- Используют интернет все более активно для удовлетворения своих потребностей;
- Испытывают ограничения государства;
- Хотят использовать информационные технологии но не хватает знаний (кадровый голод);
- Предъявляют размытые требования;
- Испытывают сложности в выборе подрядчика.
От потребителей Екатерина перешла к описанию ситуации на рынке. Он отметила, что существуют очень простая точка входа (это связано со сложностью в выборе подрядчика, требуются знания, для того чтобы выбрать разработчика, который оказывает качественные услуги), хаотичное ценообразование, кадровый голод, отсутствие стандартов работы (документооборот, бизнес-процессы, оценка качества продукта).
Затем Екатерина Шукалова рассказала о сотрудниках. Она подчеркнула, что сейчас нет мест обучения профессиональных кадров для веб и мобильной разработки, также меняется набор мотивирующих факторов сотрудников. Новое поколение сотрудников предъявляет к работодателю новые требования (обустройство рабочего места, уровень личной свободы и т.д.)
Резюмируя вышеизложенную информацию, можно подчеркнуть, что рынок информационных технологий и цифровых коммуникаций:
- Динамично изменяется
- Не прозрачен для потребителя
- Обладает не прозрачным ценообразованием
- Хаотичен.
Александр Любинский продолжил семинар. Он рассказал об ассоциациях в отрасли, после чего перешел к объему рынка интернет-рекламы, который на данный момент составляет 71,7 млрд. руб. Затем он уделили внимание структуре отрасли, подчеркнув, что интернет-реклама занимают лишь малую часть рынка рекламы. Примерный объем рынка веб-разработки в России составляет 3 млрд рублей.
Александр Любинский уточнил, что задача стандартов состоит в том, чтобы участники отрасли следовали одному процессу, использовали некоторый набор инструментов, который качественно влияет на уровень разрабатываемого продукта. Он отметил, что веб-разработкой занимается порядка 1000 компаний. В связи с высоким уровнем требуемых знаний, заказчик не может разобраться в предлагаемых услугах и выстроить адекватные критерии отбора и поэтому зачастую пользуется услугами некомпетентных компаний. Чтобы упростить выбор подрядчика Ассоциация интернет-разработчиков предложила сертифицировать компании оказывающие услуги.
Далее Микаэл Караманянц и Денис Новиков рассказали о бизнес-процессах, документообороте, персонале, процессе подготовки и тестировании в веб и мобильных стандартах. Речь в данном случае шла не о профессиональных стандартах, а о технических, то есть о тех, которым следует компания, а не сотрудник.
Микаэл рассказал о том, что разработка мобильного приложения включает в себя ряд услуг, начиная от проектирования, заканчивая тестированием.
Ряд подрядчиков, оказывают только часть услуг, занижая цену на разработку, а значит предлагаю более привлекательные условия, на первый взгляд, однако, по завершении работ, заказчику приходится обращаться за дополнительными услугами, и стоимость разрабатываемого приложения растет. Кроме того, зачастую качество оказываемых услуг не удовлетворяют потребителя, нередко это связано с тем, что сотрудники выполняют работу, которая находится вне их компетенции. Регулирование процесса разработки с помощью стандартов, призвано решить эти проблемы.
Новые компании, занимающиеся разработкой, сталкиваются с заказчиками, которые не производят оплату в срок, и по истечении некоторого времени, ссылаясь на срыв сроков, указанных в договоре, забирают готовую часть проекта и разрывают контракт. Это связанно с тем, что компании, не присылают уведомление о заморозке проекта в связи с невыплатой по договору. Выстраивание системы документооборота, которая описана в стандартах, поможет решить подобные проблемы.
Рынок разработки мобильных приложений вырос из рынка веб-разработки. Поэтому проблемы и методы их решения схожи.
Далее участники встречи в рамках круглого стола обсудили перспективы развития, такие как сертификация студий, страхование проектов, и кредитование.
Система страхования проектов призвана оградить заказчико, от некачественных разработок или срыва сроков. В случае, если компания в связи с высокой загруженностью не успевает разработать часть проекта в срок, эта часть передается другой компании. Если качество продукта не удовлетворяет заказчика, проект переделывается за счет средств из страхового фонда.
Сертификация студий снизит риски при страховании проектов, и позволит передавать часть проекта для разработки в другую компанию.
Система кредитования призвана сделать услуги по веб и мобильной разработке более доступными. Подобная система поможет молодым компаниям или компаниям с ограниченным бюджетом заказывать более качественные услуги, что поможет сделать проекты таких компаний более привлекательными.
Выступающие:
Екатерина Шукалова — директор интернет-агентства полного цикла Ферт
Микаэл Караманянц — Директор по развитию компании Web-classic
Александр Любинский – Директор студии Nile
Денис Новиков – Генеральный директор ООО «СКАИД»