Прошла онлайн-конференция на тему: «COVID19: международная сертификация в период карантинных ограничений. Перспективные рыночные ниши для российской продукции».
Как отметил, открывая мероприятие, вице-президент МТПП Сурен Варданян, в нынешней ситуации особую роль играет получение актуальной информации, которая помогает бизнесу сориентироваться в быстро меняющихся условиях.
Эксперт Центра стандартизации и сертификации Фонда Сколково Дмитрий Юдаков рассказал об особенностях международной сертификации в период пандемии. По словам спикера, с начала карантина, в связи с закрытием границ, стал невозможен выезд на производство зарубежных аудиторов. Это означает, что получить международный сертификат стало невозможно. Если поначалу планировалось дождаться отмены карантина, то теперь все чаще применяется индивидуальный подход. Спикер определил три основные группы компаний, которые хотят сертифицировать свою продукцию. Первая - это фирмы, вышедшие на «финишную прямую», которые ожидали посещения аудиторами своего производства в апреле. Они, по словам Дмитрия Юдакова, находятся в наиболее сложной ситуации. Общей методики выхода из ситуации пока нет. Как вариант, некоторые аудиторские компании внедряют сейчас программное обеспечение, позволяющее удаленно провести инспекцию предприятия с привязкой к геолокации, времени и с учетом защиты конфиденциальной информации. Вторая группа компаний – это те, кто находится в середине пути, – то есть на стадии лабораторных испытаний. Работа лабораторий в Европе, особенно в Италии и Германии, сейчас сильно ограничена и идет переориентация на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, например на Гонконг. И, наконец, третья группа – это те, кто решил сертифицировать свою продукцию сейчас. По словам эксперта, как ни удивительно, но, по его мнению, сейчас самое удачное время для прохождения сертификации – вводится целый ряд послаблений, а у экспертов, переведенных на удаленную работу, появилось время для анализа технической документации. Причем для медицинских изделий серьезно упрощена процедура сертификации, однако продукция все равно должна соответствовать европейским требованиям. Для немедицинских изделий также введены новшества: например, можно проводить испытания в заводской лаборатории, если персонал прошел европейскую сертификацию. «Ситуация скорее благоприятствует оформлению сертификатов на продукцию», - подвел итог Дмитрий Юдаков.
Генеральный директор аналитической компании Vlad Vnesh Service Жанна Мартынова представила пошаговый антикризисный план экспортера, импортёра и производителя. Основной посыл её выступления: в кризис необходима быстрая адаптация под потребности рынка. По мнению эксперта, необходимо структурировать любую продукцию, анализировать рынок и его изменения и выявлять ключевой товар. Спикер привела примеры, когда в кризисные периоды, благодаря грамотному анализу, компаниям удавалось не только выстоять, но и серьезно увеличить масштабы выпускаемой и реализуемой продукции. Причем это касается не только производства высокотехнологичной продукции, но, например, продуктов питания: по словам Жанны Мартыновой, за последний год экспорт черной смородины вырос на 204%. И такие примеры не единичны.
Генеральный директор Bridge-one-seven GmbH Вероника Любке рассказала о постепенном выходе из карантина немецкоговорящих стран. Она отметила, что большинство предпринимателей настроены на дальнейшую работу. Начали выходить из карантина ряд крупных компаний, в том числе автоконцерны. Транспортное сообщение не останавливалось – товары по Германии доставлялись. Однако, при попытке отправить товары во Францию оказалось, что их некому принять. Больше всего пострадали авиаперевозчики и железная дорога. При этом ряд отраслей не почувствовали на себе действие кризиса, например малый и средний строительный бизнес, компании, производящие высокотехнологичные промышленные установки. Что касается дальнейших перспектив экспорта российских товаров в Германию, то, по мнению эксперта, наибольшую перспективу для выхода на этот рынок имеет инновационная продукция.
Адвокат адвокатского бюро SGP Schneider Geiwitz (город Ульм) Ольга Валльнер рассказала об основных этапах выхода на рынки Германии, особо отметив, что одним из важных этапов является поиск партнёров в ФРГ. Найти их можно несколькими способами: самостоятельно, через поисковые системы (например https://www.wlw.de), через торгово-промышленные палаты Германии и России, а также через специализированные фирмы. В ходе работы с партнёрами необходимо учитывать специфику делового оборота и особенности немецкого законодательства. Причем на этапе подготовки договора спикер настоятельно рекомендовала воспользоваться услугами адвоката, поскольку «немцы очень изощренно составляют договоры». Помимо этого, эксперт сделала обзор экспортируемых в Германию товаров, среди которых комплектующие для компьютеров, электронная аппаратура, банкоматы и иные автоматы, в том числе вендинговые, продукты питания, машины, запчасти, инструменты, продукция химической и фармацевтической промышленности. Ольга Валльнер привела успешный кейс российской компании, разработавшей ветеринарный препарат для коров и успешно продающей его как в России, так и в ряде других стран. Сейчас идет процесс подготовки к поставкам его в Германию.
Подводя итог мероприятия, Сурен Варданян подчеркнул, что сейчас Московская ТПП старается как можно более полно и оперативно информировать предпринимателей о ситуации на рынке, о новых практиках, о мерах поддержки, принимаемых властями страны и города. «Мы очень надеемся, что нам удастся выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, а может быть даже и с плюсом», - заявил вице-президент МТПП.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы