Российская таможня могла бы приносить больше денег. На связи со студией Коммерсантъ FM вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян
Российская таможня могла бы приносить больше денег. На связи со студией Коммерсантъ FM вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян
Описание
В: Российская таможня могла бы приносить в бюджет почти в полтора раза больше - к таким выводам пришли ученые Российской академии наук.
Эксперты обратили внимание на расхождение статистики Федеральной таможенной службы с данными ВТО и ООН. Например, в 2011 году разница составила более 44% годового внешнего товарооборота. Общие возможные потери бюджета от серого импорта и экспорта за этот период составили не менее 2 триллионов рублей. Теперь специальная комиссия выяснит, сколько средств недополучает казна от таможенных платежей. Результат проверки представят премьеру Дмитрию Медведеву уже в октябре.
Сейчас на связи со студией Коммерсантъ FM вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян. Господин Варданян, добрый день.
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Добрый день.
В: Один из авторов исследования пояснил Коммерсантъ FM, что такие существенные расхождения данных ФТС, ВТО и ООН могут объясняться высокой долей серого импорта и экспорта. Так ли это, как вы считаете?
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Ну, однозначно сказать так нельзя, на мой взгляд. Более того, я хотел бы отметить, что, безусловно, когда мы оцениваем все данные статистические, и в том числе и исследования, которые приходят, надо все-таки опираться на те цифры и ту статистику, ну более последних лет. Потому что за последние пару лет таможенные службы ввели новую систему управления рисками. Она серьезнейшим образом повысила, ну назовем так, легальность, отчетность и достоверность информации и достоверности стоимостные по платежам и по провозимым товарам, если говорить простым языком.
Более того, хотелось бы отметить, что вообще доля таможенных поступлений в российском бюджете, она достаточно значительна, если сравнивать эту долю с такими же долями других стран. Таможня, на самом деле, - у нас почти более 40, а то и до 60% доходят поступления от внешнеэкономической деятельности, связанной с таможней, в бюджет, в структуры бюджета Российской Федерации.
В: Ну никто ж не говорит, что это мало - все говорят, что недостаточно, что расхождения сильные.
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Вот понятия недостаточность и расхождения - я был бы аккуратен в этих оценках. Безусловно, надо учесть мнение ученых. Безусловно, надо посмотреть эту методику. И созданная рабочая группа - это, наверное, правильный шаг - которая должна оценить, насколько эта методика соответствует или отвечает действительности. Да, нет сомнений, что надо использовать современные вещи для анализа и для получения достоверной информации. Просто, с моей точки зрения, сегодня надо было бы также рассматривать, исходить, базово брать те цифры, которые основаны на последние годы, то есть на 2013, 2014 годы, 2015.
В: Господин Варданян, ну поясните, пожалуйста, в чем могут быть причины подобных сильных очень расхождений. Вы сказали, что это просто коллизии подсчетов, что разные методы есть. Это единственное объяснение?
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Нет, конечно. То, что говорят комментарии о возможности серого импорта и других экспортно-импортных операций проходящих, и по оптимизации платежей, они имеют место быть. С моей точки зрения, просто масштабы этой оптимизации, они несколько меньше, чем об этом сегодня говорится. У меня есть опасения, что вот когда за основу берутся базовые показатели, когда еще не были введены системы жесткого учета и когда мы имели проблемы информационные, в том числе информационные проблемы, связанные с той информацией, которая поступает и в ВТО, и в международные ооновские институты. Просто в свое время мы имели возможность связываться и работать с этими базами данных.
И та проблема, которая существовала тогда, я думаю, что она сегодня еще сохранилась. Эти институты не имеют всей полноты информации о реальности прохождений через нашу таможенную службу. К сожалению, наше участие в информационном пространстве мировом не столь, скажем так, активно - мы не столь активно подключены к этому мировому пространству.
В: Хорошо, а какие-то другие способы...
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): И поэтому мировое пространство пользуется теми цифрами, которые они ухитряются доставать, понимаете? Вот в чем вопрос.
В: Какие-то другие способы есть с этим бороться? И с подобными расхождениями, и с такой высокой долей серого импорта, экспорта?
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Ну, доля серого импорта, экспорта не определяется изменением методик расчета и сравнительных характеристик. Да, она определяется, скорее всего, исполнительской дисциплиной, которая существует, и той борьбой с коррупцией и повышением квалификации специалистов, которые работают в таможенных органах. И изменение системы методики оценки, сколько кто привел и как кому какие показатели дал, я бы так не говорил, что это повлияет на качество выполнения работ.
Другое дело, что многие работы и вообще сами показатели должны быть оценены, на мой взгляд, - в этом есть доля правильного подхода - независимыми источниками. То есть старый принцип я установил себе показатели, я их себе и выполнил, я их и скорректировал, наверное, будет неправильным. Вот здесь, наверное, должны быть введены системы.
И вот тут методика вполне могла бы работать, когда методика определяет плановые показатели, и плюс ко всему прочему, она должна и определять, наверное, возможности корректировки этих показателей. Мы видим с вами, что неожиданные явления на внешнем рынке привели к достаточно серьезным изменениям прогнозных или плановых показателей, которые те или иные компании для себя даже ставили.
В: Да. Я благодарю вас за этот комментарий. На прямой связи со студией Коммерсантъ FM был вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян.
Эксперты обратили внимание на расхождение статистики Федеральной таможенной службы с данными ВТО и ООН. Например, в 2011 году разница составила более 44% годового внешнего товарооборота. Общие возможные потери бюджета от серого импорта и экспорта за этот период составили не менее 2 триллионов рублей. Теперь специальная комиссия выяснит, сколько средств недополучает казна от таможенных платежей. Результат проверки представят премьеру Дмитрию Медведеву уже в октябре.
Сейчас на связи со студией Коммерсантъ FM вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян. Господин Варданян, добрый день.
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Добрый день.
В: Один из авторов исследования пояснил Коммерсантъ FM, что такие существенные расхождения данных ФТС, ВТО и ООН могут объясняться высокой долей серого импорта и экспорта. Так ли это, как вы считаете?
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Ну, однозначно сказать так нельзя, на мой взгляд. Более того, я хотел бы отметить, что, безусловно, когда мы оцениваем все данные статистические, и в том числе и исследования, которые приходят, надо все-таки опираться на те цифры и ту статистику, ну более последних лет. Потому что за последние пару лет таможенные службы ввели новую систему управления рисками. Она серьезнейшим образом повысила, ну назовем так, легальность, отчетность и достоверность информации и достоверности стоимостные по платежам и по провозимым товарам, если говорить простым языком.
Более того, хотелось бы отметить, что вообще доля таможенных поступлений в российском бюджете, она достаточно значительна, если сравнивать эту долю с такими же долями других стран. Таможня, на самом деле, - у нас почти более 40, а то и до 60% доходят поступления от внешнеэкономической деятельности, связанной с таможней, в бюджет, в структуры бюджета Российской Федерации.
В: Ну никто ж не говорит, что это мало - все говорят, что недостаточно, что расхождения сильные.
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Вот понятия недостаточность и расхождения - я был бы аккуратен в этих оценках. Безусловно, надо учесть мнение ученых. Безусловно, надо посмотреть эту методику. И созданная рабочая группа - это, наверное, правильный шаг - которая должна оценить, насколько эта методика соответствует или отвечает действительности. Да, нет сомнений, что надо использовать современные вещи для анализа и для получения достоверной информации. Просто, с моей точки зрения, сегодня надо было бы также рассматривать, исходить, базово брать те цифры, которые основаны на последние годы, то есть на 2013, 2014 годы, 2015.
В: Господин Варданян, ну поясните, пожалуйста, в чем могут быть причины подобных сильных очень расхождений. Вы сказали, что это просто коллизии подсчетов, что разные методы есть. Это единственное объяснение?
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Нет, конечно. То, что говорят комментарии о возможности серого импорта и других экспортно-импортных операций проходящих, и по оптимизации платежей, они имеют место быть. С моей точки зрения, просто масштабы этой оптимизации, они несколько меньше, чем об этом сегодня говорится. У меня есть опасения, что вот когда за основу берутся базовые показатели, когда еще не были введены системы жесткого учета и когда мы имели проблемы информационные, в том числе информационные проблемы, связанные с той информацией, которая поступает и в ВТО, и в международные ооновские институты. Просто в свое время мы имели возможность связываться и работать с этими базами данных.
И та проблема, которая существовала тогда, я думаю, что она сегодня еще сохранилась. Эти институты не имеют всей полноты информации о реальности прохождений через нашу таможенную службу. К сожалению, наше участие в информационном пространстве мировом не столь, скажем так, активно - мы не столь активно подключены к этому мировому пространству.
В: Хорошо, а какие-то другие способы...
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): И поэтому мировое пространство пользуется теми цифрами, которые они ухитряются доставать, понимаете? Вот в чем вопрос.
В: Какие-то другие способы есть с этим бороться? И с подобными расхождениями, и с такой высокой долей серого импорта, экспорта?
СУРЕН ВАРДАНЯН (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МТПП): Ну, доля серого импорта, экспорта не определяется изменением методик расчета и сравнительных характеристик. Да, она определяется, скорее всего, исполнительской дисциплиной, которая существует, и той борьбой с коррупцией и повышением квалификации специалистов, которые работают в таможенных органах. И изменение системы методики оценки, сколько кто привел и как кому какие показатели дал, я бы так не говорил, что это повлияет на качество выполнения работ.
Другое дело, что многие работы и вообще сами показатели должны быть оценены, на мой взгляд, - в этом есть доля правильного подхода - независимыми источниками. То есть старый принцип я установил себе показатели, я их себе и выполнил, я их и скорректировал, наверное, будет неправильным. Вот здесь, наверное, должны быть введены системы.
И вот тут методика вполне могла бы работать, когда методика определяет плановые показатели, и плюс ко всему прочему, она должна и определять, наверное, возможности корректировки этих показателей. Мы видим с вами, что неожиданные явления на внешнем рынке привели к достаточно серьезным изменениям прогнозных или плановых показателей, которые те или иные компании для себя даже ставили.
В: Да. Я благодарю вас за этот комментарий. На прямой связи со студией Коммерсантъ FM был вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян.